ДЕКЛАРАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ТОЛЕРАНТНОСТИ
Государства - члены Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, собравшиеся в Париже на двадцать восьмую сессию Генеральной конференции 25 октября - 16 ноября 1995 года,
памятуя о том,
что Устав Организации Объединенных Наций гласит: “Мы, народы Объединенных
Наций, преисполненные решимости избавить грядущие поколения от бедствий войны
вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность
человеческой личности ... и в этих целях проявлять толерантность и жить вместе,
в мире друг с другом, как добрые соседи”,
напоминая,
что в Преамбуле Устава ЮНЕСКО, принятого 16 ноября 1945 года, подчеркивается,
что “мир должен базироваться на интеллектуальной и нравственной солидарности
человечества”,
напоминая также,
что во Всеобщей декларации прав человека провозглашается, что “каждый человек
имеет право на свободу мысли, совести и религии” (статья 18), “на свободу
убеждений и на свободное выражение их” (статья 19) и что образование “должно
содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами,
расовыми и религиозными группами” (статья 26),
принимая во внимание соответствующие международные акты, в том числе:
Ø Международный пакт о гражданских и политических
правах,
Ø Международный пакт об экономических, социальных и
культурных правах,
Ø Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой
дискриминации,
Ø Конвенцию о предупреждении преступления геноцида и
наказании за него, - Конвенцию о правах ребенка,
Ø Конвенцию 1951 года о статусе беженцев и Протокол 1967
года, касающийся статуса беженцев, а также региональные правовые акты в этой
области,
Ø Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в
отношении женщин,
Ø Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных
и унижающих достоинство видов обращения и наказания,
Ø Декларацию о ликвидации всех форм нетерпимости и
дискриминации на основе религии или убеждений,
Ø Декларацию о правах лиц, принадлежащих к национальным
или этническим, религиозным и языковым меньшинствам,
Ø Декларацию о мерах по ликвидации международного
терроризма,
Ø Венскую декларацию и Программу действий Всемирной
конференции по правам человека,
Ø Декларацию и Программу действий, принятые на Всемирной
встрече на высшем уровне в интересах социального развития, состоявшейся в
Копенгагене,
Ø Декларацию ЮНЕСКО о расе и расовых предрассудках,
Ø Конвенцию и Рекомендацию ЮНЕСКО о борьбе с
дискриминацией в области образования,
Ø памятуя о целях третьего Десятилетия действий по
борьбе против расизма и расовой дискриминации, Десятилетия образования в
области прав человека Организации Объединенных Наций и Международного
десятилетия коренных народов мира,
Ø учитывая рекомендации региональных конференций,
проведенных в соответствии с резолюцией 27 C/5.14 Генеральной конференции ЮНЕСКО
в рамках Года Организации Объединенных Наций, посвященного толерантности,
Ø а также выводы и рекомендации других конференций и
совещаний, организованных государствами-членами по программе Года Организации
Объединенных Наций, посвященного толерантности,
испытывая
чувство тревоги в связи с участившимися в последнее время актами нетерпимости,
насилия, терроризма, ксенофобии, агрессивного национализма, расизма,
антисемитизма, отчуждения, маргинализации и дискриминации по отношению к
национальным, этническим, религиозным и языковым меньшинствам, беженцам,
рабочим-мигрантам, иммигрантам и социально наименее защищенным группам в
обществах, а также актами насилия и запугивания в отношении отдельных лиц,
осуществляющих свое право на свободу мнений и выражение убеждений,
представляющими угрозу делу укрепления мира и демократии на национальном и
международном уровнях и являющимися препятствиями на пути развития,
обращая особое внимание на обязанность государств-членов развивать и поощрять
уважение прав человека и основных свобод для всех, без различия по признаку
расы, пола, языка, национальной принадлежности, религии или состояния здоровья,
и бороться с проявлениями нетерпимости,
принимают и торжественно провозглашают настоящую
Декларацию принципов толерантности,
преисполненные решимости сделать все необходимое для утверждения идеалов
толерантности в наших обществах, поскольку толерантность является не только важнейшим
принципом, но и необходимым условием мира и социально-экономического развития
всех народов, мы заявляем следующее:
Статья 1
Понятие толерантности
1.1 Толерантность означает
уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего
мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой
индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли,
совести и убеждений. Толерантность - это гармония в многообразии. Это не только
моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность - это
добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене
культуры войны культурой мира.
1.2 Толерантность - это не
уступка, снисхождение или потворство. Толерантность - это, прежде всего
активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и
основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может
служить оправданием посягательств на эти основные ценности, толерантность
должны проявлять отдельные люди, группы и государства.
1.3 Толерантность - это
обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе
культурного плюрализма), демократии и правопорядка. Толерантность — это
понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее
нормы, установленные в международных правовых актах в области прав человека.
1.4 Проявление
толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого
отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим
убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и
признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по
своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и
ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это
также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.
Статья 2 Государственный
уровень
2.1 На государственном уровне толерантность
требует справедливого и беспристрастного законодательства, соблюдения
правопорядка и судебно-процессуальных и административных норм. Толерантность
также требует предоставления каждому человеку возможностей для экономического и
социального развития без какой-либо дискриминации. Отчуждение и маргинализация
могут стать причиной состояния подавленности, враждебности и фанатизма.
2.2 Для того чтобы сделать общество более
толерантным, государствам следует ратифицировать существующие международные
конвенции о правах человека и, если это необходимо, разработать новое
законодательство с целью обеспечения в обществе равноправного подхода и
равенства возможностей для всех групп и отдельных людей.
2.3 В интересах
международного согласия существенно важно, чтобы отдельные люди, общины и нации
признавали и уважали культурный плюрализм человеческого сообщества. Мир
невозможен без толерантности, а развитие и демократия невозможны без мира.
2.4 Нетерпимость может
принимать форму маргинализации социально наименее защищенных групп, их
исключения из общественной и политической жизни, а также насилия и
дискриминации по отношению к ним. Как гласит Декларация о расе и расовых
предрассудках, “все люди и группы людей имеют право отличаться друг от друга”
(статья 1.2).
Статья 3 Социальные
аспекты
3.1 Толерантность как
никогда ранее важна в современном мире. Мы живем в век глобализации экономики и
все большей мобильности, быстрого развития коммуникации, интеграции и
взаимозависимости, в век крупномасштабных миграций и перемещения населения,
урбанизации и преобразования социальных структур. Каждый регион многолик, и
поэтому эскалация нетерпимости и конфликтов потенциально угрожает всем частям
мира. От такой угрозы нельзя отгородиться национальными границами, ибо она
носит глобальный характер.
3.2 Толерантность необходима
в отношениях как между отдельными людьми, так и на уровне семьи и общины. В
школах и университетах, в рамках неформального образования, дома и на работе
необходимо укреплять дух толерантности и формировать отношения открытости,
внимания друг к другу и солидарности. Средства коммуникации способны играть
конструктивную роль в деле содействия свободному и открытому диалогу и
обсуждению, распространения ценностей толерантности и разъяснения опасности
проявления безразличия по отношению к набирающим силу группам и идеологиям,
проповедующим нетерпимость.
3.3 В Декларации ЮНЕСКО о
расе и расовых предрассудках провозглашается, что особые меры должны
приниматься в целях обеспечения равенства в достоинстве и правах отдельных лиц
и групп людей везде, где это необходимо. В этой связи особое внимание следует
уделять социально наименее защищенным группам, находящимся в неблагоприятных
социальных или экономических условиях, с тем чтобы предоставить им правовую и
социальную защиту, в частности в отношении жилья, занятости и охраны здоровья,
обеспечить уважение самобытности их культуры и ценностей и содействовать, в
особенности посредством образования, их социальному и профессиональному росту и
интеграции.
3.4 В интересах решения этой
глобальной задачи необходимы проведение соответствующих научных исследований и
налаживание контактов с целью координации деятельности международного
сообщества, включая анализ в контексте социальных наук коренных причин этого
явления, принятие эффективных контрмер, а также осуществление научных
исследований и мониторинга, способствующих выработке политических решений и
нормативной деятельности государств-членов.
Статья 4 Воспитание
4.1 Воспитание является
наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. Воспитание в духе
толерантности начинается с обучения людей тому, в чём заключаются их общие
права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих прав, и с поощрения
стремления к защите прав других.
4.2 Воспитание в духе
толерантности следует рассматривать в качестве безотлагательного императива; в
связи с этим необходимо поощрять методы систематического и рационального
обучения толерантности, вскрывающие культурные, социальные, экономические,
политические и религиозные источники нетерпимости, лежащие в основе насилия и
отчуждения. Политика и программы в области образования должны способствовать
улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях
как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными,
религиозными и языковыми группами, а также нациями.
4.3 Воспитание в духе
терпимости должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему
чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать
формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления
и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.
4.4 Мы заявляем о своей
готовности поддерживать и претворять в жизнь программы научных исследований в
области социальных наук и воспитания в духе толерантности, прав человека и
ненасилия. Это означает необходимость уделения особого внимания вопросам повышения
уровня педагогической подготовки, учебных планов, содержания учебников и
занятий, совершенствования других учебных материалов, включая новые
образовательные технологии, с целью воспитания чутких и ответственных граждан,
открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать
человеческое достоинство и индивидуальность, предупреждать конфликты или
разрешать их ненасильственными средствами.
Статья 5 Готовность
к действию.
Мы обязуемся поощрять
толерантность и ненасилие, используя для этого программы и учреждения в
областях образования, науки, культуры и коммуникации.
Статья 6 Международный
день, посвященный толерантности.
В целях мобилизации
общественности, привлечения внимания к опасностям, кроющимся в нетерпимости, и
укрепления приверженности и активизации действий в поддержку поощрения
толерантности и воспитания в ее духе мы торжественно провозглашаем 16 ноября ежегодно отмечаемым Международным днем, посвященным толерантности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий